Менеджмент стимулирования профессионального самоопределения старшеклассников
А.И. Грищенкова,
магистрант 1 курса заочной формы обучения
направление подготовки «Психолого-педагогическое», РГСУ
А.М. Егорычев,
доктор философских наук
профессор кафедры социальной педагогики РГСУ
Одной из важнейших проблем старшего подросткового возраста является проблема выбора будущей профессии. На последних годах обучения этот выбор становится реальным и необходимым. Профессиональная деятельность занимает свое особое место среди огромного количества различных видов социальной деятельности. Являясь субъектом деятельности, современный человек становится причастным к профессиональному труду на протяжении всей жизни. Рассматривая профессиональное самоопределение старшеклассника, следует учитывать, что на его выбор влияет множество различных факторов, которые берут свое начало в личностной, образовательной, социальной, экономической и даже политической сферах общества.
Для того чтобы помочь подростку в решении столь непростого вопроса – кем быть для лучшей эффективности своей будущей трудовой деятельности и личностного удовлетворения своими каждодневными действиями и достижениями, необходимо оказывать ему постоянную педагогическую поддержку. Она должна реализоваться в рамках образовательных учреждений (в частности, школ) и, конечно, предполагает получение положительного результата – создание условий для эффективности профессионального самоопределения старшеклассников, поскольку школа оказывает огромное влияние на мировоззрение и дальнейшее становление подростка как полноценного члена общества, а также на то, какую пользу он принесет в социально-экономическом плане государству.
Развитие личности старшеклассника с точки зрения совершенствования именно профессиональных качеств можно рассматривать как взаимодействие двух систем, первая из которых – это совокупность особенностей личности, участвующих в её саморегуляции, а вторая – то, что непосредственно влияет на подростка из внешней среды – система педагогических условий, которые направлены на помощь в профессиональном самоопределении. Как показывают исследования в этой области, большинство старшеклассников испытывают трудности, сопоставляя свой уровень знаний умений и навыков с необходимым для профессии уровнем, также возникает фрустрация при продумывании влияния своего выбора на будущую жизненную перспективу. Трудности вызывают следующие факторы: собственное представление о неперспективности профессии при условии личностной симпатии и предрасположенности к ней, несоответствие своих способностей интересам, невозможность выполнения требований, предъявляемых профессией, в связи с особенностями характера, здоровья, привычек.
Решением этой проблемы может являться создание специфических педагогических условий, отвечающих запросу профориентационной деятельности. Эти условия образуют фундамент для работы с профессиональным самоопределением старшеклассников, которая должна нести целенаправленный характер на протяжении всего процесса профессиональной самореализации личности. В профориентационной деятельности для более быстрой работы педагогам необходимо учитывать, что существуют несколько критериев, которые помогают более точно определить готовность к профессиональному самоопределению у старшеклассников. К таким критериям относятся:
а) информационный – информированность о мире профессий; знание оптантов условий и содержания профессий, знание своих личностных способностей, значимых для выбираемой профессии; знание состояния своего физического здоровья, особенностей психических процессов, а также требований различных профессий к личностным и физиологическим особенностям человека; реалистичность личных профессиональных планов;
б) мотивационный – мотивы, ценности и цели труда как неотъемлемой части процесса жизнедеятельности личности, наличие у личности интереса к будущей работе; потребность в саморазвитии, самореализации;
в) деятельностно-практический – умения и навыками работы, усвоенные старшеклассником, наличие у него умения работать в команде, достаточный уровень организаторских и коммуникативных способностей, вариантов профессионального обучения.
Вышеперечисленные критерии могут служить ориентиром и педагогам, и старшеклассникам. Опираясь на данные критерии, педагоги в своей профессиональной деятельности ориентируются в формировании у старшеклассников личностные качества, которые необходимы в процессе выбора профессии. Старшеклассникам осознание этих критериев помогает ориентироваться в самооценке и работе над собой. При реализации профориентационной деятельности педагогическому составу необходимо учитывать, что она может осуществляться на основе ряда подходов:
а) деятельностного – деятельность как необходимое условие профессионального самоопределения старшеклассников;
б) активизирующего – активность субъекта собственного развития и профессионального самоопределения;
в) развивающего – важность развития качеств и умений, помогающих в дальнейшем человеку самому делать осознанный профессиональный выбор;
г) психологического – профориентационная работа строится на основе знаний особенностей своеобразия личности, ее предрасположенности к определенной сфере деятельности.
д) возрастного – учет особенностей возрастных этапов человека;
е) личностного – ориентация на особенности личности старшеклассника при индивидуальной и групповой формах работы.
Практика профориентационной работы со старшеклассниками показывает, что для ее обеспечения следует создавать определенные условия:
а) соответствующая потребностям профконсультационная работа;
б) развитость внеурочной профориентационной деятельности;
в) учет профессиограмм;
г) связь со сферой профессиональной деятельности.
Огромную роль в процессе профессионального самоопределения старшеклассников играет дополнительно образование, которое открывает широкий спектр возможностей для учащихся, в частности, такие как:
а) всестороннее развитие учащихся по программам, которые ориентированы именно на личностные особенности учеников, что способствует развитию индивидуальности каждого;
б) большой выбор курсов, который основывается на многообразии интересов и пожеланий субъектов образовательного процесса;
в) свободный выбор занятий по собственным интересам учащихся, открывающий возможность для реализации индивидуальных способностей каждого из них;
г) концентрация внимания педагога на личных особенностях и профессиональных потребностях каждого учащегося;
д) включение в образовательный процесс родителей старшеклассников, что позволяет создать в семье обстановку для саморазвития их как личности.
Существуют уже разработанные специальные дополнительные курсы по выбору для старшеклассников (например, «Человек – труд – профессия», «Профессиональные пробы», «Профессиональная карьера»), которые могут использоваться педагогами для реализации профориентационной деятельности со старшеклассниками. Такие курсы являются условием для стимулирования профессионального самоопределения у учащихся за счет того, что помогают включить психологические ресурсы личности и обеспечивают подростков информацией о современном мире профессий: развивают у них способности адаптации к устройству своей будущей профессиональной деятельности в современных социально-экономических условиях страны и мира в целом.
Таким образом, создание условий с учетом личностного своеобразия старшеклассников действительно оказывает влияние на эффективность их профессионального самоопределения. Педагоги создают такие условия и реализуют профориентационную деятельность через различные виды педагогической деятельности.
Литература:
1. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: полный курс: учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2016.
2. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М. Социальная педагогика личности: учебник. – М.: Перспектива 2016.
- Просмотров: 1207