Стимулирования профессионального самоопределения старшеклассников

Автор: Грищенкова А.И.


Одной из важнейших проблем старшего подросткового возраста является проблема выбора будущей профессии. На последних годах обучения этот выбор становится реальным и необходимым. Профессиональная деятельность занимает свое особое место среди огромного количества различных видов социальной деятельности. Являясь субъектом деятельности,  современный человек становится причастным к профессиональному труду на протяжении всей жизни. Рассматривая профессиональное самоопределение современного старшеклассника, следует учитывать, что на его выбор влияет множество различных факторов, которые берут свое начало в личностной, образовательной, социальной, экономической и даже политической сферах общества.

Для того чтобы помочь подростку в решении столь непростого вопроса – кем быть для лучшей эффективности своей будущей трудовой деятельности и личностного удовлетворения своими каждодневными действиями и достижениями, необходимо оказывать ему постоянную педагогическую поддержку. Она должна реализоваться в рамках образовательных учреждений (в частности, школ) и, конечно, предполагает получение положительного результата – создание условий для эффективности профессионального самоопределения старшеклассников, поскольку школа оказывает огромное влияние на мировоззрение и дальнейшее становление подростка как полноценного члена общества, а также на то, какую пользу он принесет в социально-экономическом плане государству. 

Развитие личности старшеклассника с точки зрения совершенствования именно профессиональных качеств можно рассматривать как взаимодействие двух систем, первая из которых – это совокупность особенностей личности, участвующих в её саморегуляции, а вторая – то, что непосредственно влияет на подростка из внешней среды – система педагогических условий, которые направлены на помощь в профессиональном самоопределении . Как показывают исследования в этой области, большинство старшеклассников испытывают трудности, сопоставляя свой уровень знаний умений и навыков с необходимым для профессии уровнем, также возникает фрустрация при продумывании влияния своего выбора на будущую жизненную перспективу. Трудности вызывают следующие факторы: собственное представление о неперспективности профессии при условии личностной симпатии и предрасположенности к ней, несоответствие своих способностей интересам, невозможность выполнения требований, предъявляемых профессией, в связи с особенностями характера, здоровья, привычек. 

Решением этой проблемы может являться создание специфических педагогических условий, отвечающих запросу профориентационной деятельности.  Эти условия образуют фундамент для работы с профессиональным самоопределением старшеклассников, которая должна нести целенаправленный характер на протяжении всего процесса профессиональной самореализации личности. В профориентационной деятельности для более быстрой работы педагогам необходимо учитывать, что существуют несколько критериев, которые помогают более точно определить готовность к профессиональному самоопределению у старшеклассников. К таким критериям относятся: 

  • информационный критерий (информированность о мире профессий; знание оптантов условий и содержания профессий, знание своих личностных способностей, значимых для выбираемой профессии; знание состояния своего физического здоровья, особенностей психических процессов, а также требований различных профессий к личностным и физиологическим особенностям человека; реалистичность личных профессиональных планов); 
  • мотивационный критерий (мотивы, ценности и цели труда как неотъемлемой части процесса жизнедеятельности личности, наличие у личности интереса к будущей работе; потребность в саморазвитии, самореализации); 
  • деятельностно-практический критерий (какими умениями и навыками работы обладает личность, наличие у нее умения работать в команде, достаточный уровень у старшеклассников организаторских и коммуникативных способностей, наличие вариантов профессионального обучения).

Вышеперечисленные критерии могут служить ориентиром и педагогам, и старшеклассникам. Учитывая данные критерии, педагоги в своей профессиональной деятельности формируют у учеников старших классов личностные качества, которые способствуют формированию готовности к выбору профессии. Старшеклассникам осознание этих критериев помогает формировать представление о самом себе, личных интересах, умениях, уровне притязаний и возможностях, потенциальных ограничениях и их причинах. При реализации профориентационной деятельности педагогический состав должен учитывать, что она может осуществляться только при рассмотрении всей совокупности имеющихся к ней подходов: 

  • деятельностный подход (его основа – деятельность как необходимое усло- вие профессионального самоопределения старшеклассников); 
  • активизирующий подход (старшеклассник – это субъект собственного развития и профессионального самоопределения); 
  • развивающий подход (акцент делается на развитие качеств и умений, помогающих в дальнейшем человеку самому делать осознанный профессиональный выбор); 
  • психологический подход (профориентационная работа строится на основе знаний личности о закономерностях процесса профессионального самоопределения, о методах исследования личности в этом направлении, а также методах коррекции личностных особенностей в пользу запрашиваемых результатов); 
  • возрастной подход (учет особенностей различных возрастных этапов человека); 
  • личностный подход (ориентация на особенности личности старшеклассника при индивидуальной и групповой формах работы); 
  • опережающий подход (учет прогнозируемых изменений в мире профессий и на рынке труда). 

Для создания педагогических условий для эффективного формирования профессионального самоопределения старшеклассников стоит учитывать, что данные условия могут реализоваться посредством следующих видов педагогической деятельности: а) профконсультация;

  • организация внеурочных занятий по профориентации; 
  • составление профессиограмм; 
  • организация экскурсий на промышленные предприятия. 

Так же огромную роль в процессе профессионального самоопределения старшеклассников играет дополнительно образование, которое открывает широкий спектр возможностей для учащихся, в частности, такие как:

  • всестороннее развитие учащихся по программам, которые ориентированы именно на личностные особенности учеников, что способствует развитию индивидуальности каждого;
  • большой выбор курсов, который основывается на многообразии интересов и пожеланий субъектов образовательного процесса;
  • свободный выбор занятий по собственным интересам учащихся, открывающий возможность для реализации индивидуальных способностей каждого из них;
  • концентрация внимания педагога на личных особенностях и профессиональных потребностях каждого учащегося; 
  • включение в образовательный процесс родителей старшеклассников, что позволяет создать в семье обстановку для саморазвития их как личности. 

Так же существуют уже разработанные специальные дополнительные курсы по выбору (например, «Человек – труд – профессия», «Профессиональные пробы», «Профессиональная карьера»), которые могут использоваться педагогами для реализации профориентационной деятельности со старшеклассниками. Такие курсы являются условием для стимулирования профессионального самоопределения у учащихся за счет того, что помогают включить психологические ресурсы личности и обеспечивают подростков информацией о современном мире профессий: развивают у них способности адаптации к устройству своей будущей профессиональной деятельности в современных социально-экономических условиях страны и мира в целом. 

Таким образом, мы видим, что создание специфических педагогических условий с опорой на личностные особенности старшеклассников действительно оказывает влияние на эффективность их профессионального самоопределения. На основании теоретических и практических знаний педагогами могут создаваться условия для эффективности процесса профессионального самоопределения старшеклассников, которые могут реализоваться через различные виды педагогической деятельности. На успешное самоопределение влияет активное использование и развитие имеющегося у лиц старшего возраста индивидуального мотивационного ресурса личностного и профессионального развития, своевременная постановка жизненных и творческих целей и задач, а также осознание путей их реализации.

  • Просмотров: 886

2017 © Все права защищены - Грищенкова Алёна Игоревна